Владимир. Свержение язычества.
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства.
Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом:
сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко
Христу после гонений на христиан и затем
- в ревностном обращении язычников в христианство. В первые годы своего
правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда
его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал
себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит
летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна
с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога,
Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась
кровью земля Русская и холм тот" (под 980 год). В благодарность богам за
победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую
жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил
ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но
верно сказано: кровь мученников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан
- Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром
тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобный
Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к
христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией. В
"Слове о Законе и Благодати" святитель Иларион, Митрополит Киевский,
пишет о князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело на
него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел
суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и
невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной
верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем
он быть христианином и обратить всю Землю в христианство." Понять превосходство
христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем
легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал "добрым смыслом и
острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в
Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались
богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте
Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению,
князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в
Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по
третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков).
Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и
преподобный Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что
князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий
год по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; летописец
преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от
сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова
(6695-5508=987). Приняв христианнскую православную веру, князь Владимир (в
крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство".
Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление.
Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для
русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре
христианских народов и более успешное развитие своей культурной и
государственной жизни. Киевская Русь имела давние связи с христианской
Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях
более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии
необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и
развития духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими
императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028)
в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой,
греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь
и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному
введению христианства на Руси.
Крещение Руси и образование
Поместной Русской Православной Церкви.
Введение христианства
в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным
явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах
(Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой
предводителями язычества - волх-
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и
многих Он приказал уничтожить всех идолов,главного идола-Перуна
Люди же, крестившись
расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его,
посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю!
Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога,
как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и
мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на
Твою силу." Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной
хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению
других - в 989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в
другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский,
Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире
подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская
Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для
образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе
с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные
книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки
духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь
Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше
стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял
идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам
стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по
всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен
величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
(Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги.
Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и
вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".
Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По
свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел "собрать у лучших людей
детей и отдавать их в обучение книжное". Продолжателем апостольской миссии
святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый
(1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству
летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы
стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди
христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..."
При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного
зодчества, как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София
(1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во
многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской
Руси. Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде
школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие
школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом
Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой
литературы и умножения книг путем создани списков с имеющихся рукописей. Сам
Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил,
читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с
греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются
верующие люди наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже
сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии,
которую создал сам", то есть основал первую на руси библиотеку. Благодаря
книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более глубоко
изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в
Киевской Руси при Яроставе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и
Благодати" Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому
осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого автора,
"для насытившихся с избытком книжной мудростью". Говоря о значении
христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого,
вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год):
"Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят
пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и
размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца
верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное". Со страниц
летописи звучит похвала книхному просвещению. "Велика ведь бывает польза
от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от
слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие
вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы
в печали утешаемся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах
мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот
беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и
евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе
великую пользу". В конце XI - начале XII века христианство окончательно
утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам
епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем
которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди
славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского
государства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком
Киево-Печерского монастыря. Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни
народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и
Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием
Православной церкви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи:
кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли
грахданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины;
укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами
мир. "Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику
Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас
от кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь
подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь
между частями государства". Воспитывая верующего для грядущего града,
Церковь постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта
перестройка гражданского общежития под действием Церкви - таинственный и
поучительный процесс в жизни христианских обществ". Принятие христианства
способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению
просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы,
возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и
иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и
библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме
Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые
библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку
имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских
церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в
обязанность каждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие
преподобного Феодосия Печерского, написаное преподобным Нестором Летописцем,
свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по
составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги,
великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые для
переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок Никола
Святоша - он передал их монастырю. Большие библиотеки имели князь Черниговский
Святослав Ярославич, который "разными драгоценными священными книгами
наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший
"книгами церкви Божии"; "богат был... книгами" епископ
Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные книги были очень дороги, приобретать
их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и
монастыри. Содержание русских книг было преимущественно духовним. Это
объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного
русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что
русскими писателями в то время были в основном лица духовные. Митрополит
Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе и
Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков.
"Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских
сведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это
образцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий.
"Слово о Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано
иеромонахом Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы.
Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых
князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия
Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор
составил новый летописный свод - "Повесть временных лет", которая,
по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной литературно
изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена
на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),
латинский (1884 год), венгерский (1916 год). XI-XII века истории Русской Церкви
ознаменованы появлением канонических трудов. Они не только переводятся на
славянский язык, но и не осуществляется их творческое применение к русским
условиям жизни. Этими чертами отмечены такие памятники русского канонического
права, как "Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II"
(1080-1089), "Кириково и Илиино вопрошания" (1130-1156),
"Определение Илии, архиепископа Новгородского" (1164-1168). Эти
памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью,
снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой требовательностью
к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось
милосердие к ее пасомым. Таковы и поучения православных русских проповедников
этой эпохи Луки Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего
несколько лет Митрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла,
епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства зависти,
учит их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие
образцы ораторского искусства античности, обличал тех, "иже прилагают дом
к дому и села к селам", бичуя стяжательство и сребролюбие. Проповеди
епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью, глубиной и высокими
ораторскими достоинстваим. Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских
подвижников и аскетов носят несколько иной характер. Они резко обличают
неправоту князей, недостаточно христианскую жизнь бояр, неправоверие
иноземцев. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее
государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими
странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной
Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который
ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под
996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями
- с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским.
И были между ними мир и любовь". Еще более оживились связи Киевской Руси
с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной степени их
укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за
французским королем Генрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I,
Елизавета - за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король
Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,
благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.